НЕВОЛШЕБНЫЕ ТАЙНЫ.
Об этом уже можно не молчать...
И можно не закрывать глаза...
Для кого-то тайна связана с чем-то интригующим, привлекательным, возбуждающим, предвкушением. Тайна манит и завораживает.
И есть люди для которых тайна - это изоляция, груз, невозможность, безысходность, обреченность. Это люди, которым приходится хранить тайну инцеста. Независимо от того сознательно они это делают или нет.
Восьмой год я практикую как психолог. Сначала эта тема в работе с клиентами выглядела как что-то единичное, потом редкое, и в итоге оказалась довольно распространённым явлением. По оценкам исследователей в этой области от 40 до 80% детей в разных странах имели опыт сексуального насилия или использования в семье, прямого или символического. Даже сама эта информация поддерживает людей, имеющих подобный опыт. Потому что они склонны считать, что это произошло только с ними, и они считают себя виноватыми, что плохо себя защищали и т.п.
Так вот! Это не так!
Ответственность на тех, кто был взрослым, кто был старше.
Ребенок же боялся и/или ... любил своего насильника/соблазнителя.
Довольно многие даже не идентифицируют то, что происходило с ними, как сексуальное использование. При этом приходят с переживаниями и симптомами, как люди, пережившие сексуальную эксплуатацию (о симптомах в следующем посте). Открывается такой факт или факты в процессе психологической работы, и не просто дается человеку признание такого опыта, переживание прошлого, обиды и боли, стыда и ненависти, и осознание текущих сложностей как следствий такого опыта.
Наиболее распространенный шаблон инцеста: отец насилующий или совращающий дочь, принуждающий ее к половому акту или другому виду секса. Но это далеко не единственный вариант. Совращают и мальчиков. И не только отцы и отчимы, а и матери, мачехи, бабушки и дедушки, дяди и тети, братья и сестры. А также няни, воспитатели, учителя, тренеры - люди, которые не являются членами семьи, но по роду своей деятельности заботятся о детях и имеют кредит доверия от них. Еще соседи.
И это не обязательно половой акт. Это подглядывание за детьми, демонстрация им своего обнаженного тела, мастурбация при них, предложение показать детям их тело, интимные места, принять определенные позы, рассказы детям о сексе не по возрасту, как бы случайные дотрагивания до интимных мест, сексуальная оценка внешности ребенка вербальная и невербальная (скаберзные взгляды и комментарии), и др. Это все ситуации, когда ребенок чувствует себя оголенным, вовлеченным в то, что не было в его потребностях. Это оставляет у ребенка ощущение мерзости, грязности, испорченности - и ребенок это приписывает себе, что он такой, а не с ним такое пытались сделать.
И, считая себя виноватым, а часто еще и получивший обвинение в обмане и даже угрозы, если пытался рассказать кому-то, ребенок закрывается, прячет воспоминания о событиях и чувства глубоко внутри. Иногда так глубоко, что и правда как будто не помнит. А иногда убивает эти воспоминания в себе, вместе с частью себя, своей жизненности и чувствительности. И молчит. Иногда всю жизнь. Лишая себя радости любви, дружбы, доверия, совместности с другими людьми, профессионального развития и успеха. Но хотя бы так. Потому что если кто-то узнает... это ужасно, катастрофа. И это вечная жизнь в страхе, в страхе разоблачения тайны.
Так вот! Можно больше не молчать! Не закрывать глаза!
Можно говорить и быть услышанной/ым и увиденной/ым,
принятым с состраданием и уважением!
У нас с коллегой, психологом Анастасией Татару https://vk.com/atataru, которая открыто говорит об инцесте и помогает пострадавшим, родился совместный проект. Он будет посвящен теме преодоления последствий инцестуозных отношений.
В следующем посте мы подробнее расскажем о нем.